модели "вальдо"
Вальдо — персонаж из мультфильма — стал особенно популярен в последние годы. Его можно видеть повсюду: в книгах, на плакатах, в головоломках. Появилась даже игра под названием "Найди Вальдо". Ее создатель, Мартин Ханфорд, придумал непростую задачу: отыскать Вальдо среди сотен других персонажей из мультфильмов. Найти его непросто, поскольку он притаился в самом укромном уголке картинки. Но уж если вы его отыскали, то местонахождение Вальдо становится очевидным. Эта игра напомнила мне то, чем я занимался всю жизнь: отыскивал на графиках скрытые от глаз, затененные хаотичным движением цен ценовые модели. Как только я понимал, что именно надо искать, задача существенно упрощалась. По аналогии, я назвал подобные ценовые модели моделями Вальдо. Не вдаваясь в подробные объяснения, как именно возникают модели Вальдо, я кратко опишу их и расскажу о некоторых особенностях их интерпретации. Я предлагаю читателю самостоятельно изучить модели Вальдо и определить, какую роль они могут сыграть в его торговой программе. Независимо от того, на каком рынке вы работаете — акций, фьючерсов или наличности, — эти модели должны передавать сходную информацию.
Когда я делал первые шаги в инвестиционном бизнесе, я познакомился со всеми общепринятыми рыночными инструментами, индикаторами и методиками. Чтобы полностью овладеть традиционными системами технического анализа, мне потребовался год интенсивного обучения. На бумаге теория казалась безупречной, трудности возникали тогда, когда я пытался применить ее на практике. Поэтому я и занялся собственными исследованиями, не жалея для этого ни сил, ни времени. Выводы оказались неожиданными: выяснилось, что наиболее популярные и распространенные рыночные модели часто означают прямо противоположное тому, что написано в учебниках. Это открытие несколько поколебало мою веру в мудрость коллективного разума, и я продолжил собственные исследования в области рыночных стратегий. Длительный процесс самообразования помог мне сформулировать следующие принципы, которых я придерживаюсь и поныне:
1. Большинство аналитиков полагают, что истинное повышение цен должно сопровождаться повышением объема торговли. Хотя в некоторых случаях большой объем действительно можно рассматривать как подтверждение роста цен, мои исследования показывают, что это не всегда так. Например, подъем цен после образования ценовой впадины вызывает у меня больше доверия, если он сопровождается незначительным объемом торговли, поскольку обычно это свидетельствует о недостаточном предложении. Я не слишком верю трейдерам, утверждающим, что они правильно совершили покупку на уровне абсолютного ценового минимума. Все это слишком напоминает рыбацкие байки. Мой опыт подсказывает, что впадины возникают тогда, когда продажу совершает последний продавец и в отсутствии желающих продать цена начинает двигаться в горизонтальном направлении или вверх. Обычно, если рост цен после появления нового ценового минимума сопровождается большим объемом торговли, то этот рост связан с закрытием коротких позиций и потому является недолговечным. В сущности, в такой ситуации образуется ценовой вакуум, в котором падение цен, как только оно возобновляется, происходит еще быстрее. Это связано с тем, что преждевременные покупки быстро истощили резервы покупателей и в то же самое время увеличили число потенциальных продавцов. Подобные кратковременные всплески цен, вызванные закрытием коротких позиций, как правило, характеризуются особой стремительностью.
Многие трейдеры, анализируя перспективы текущего повышения цен, ориентируются на ценовые максимумы, зарегистрированные некоторое время тому назад. Ричард Рассел из компании "Доу Фиэри Форкаст" несколько лет тому назад сделал по этому поводу весьма ценное наблюдение, которому я следую и поныне. В тот период внимание трейдеров привлекал пик промышленного индекса Доу-Джонса, зарегистрированный несколько месяцев тому назад. Рынок шел вверх: при этом объем торговли был чрезвычайно большим. Вопреки всеобщему мнению, Рассел заметил, что 1) движение цен должно встретить сильное сопротивление в связи с высоким объемом торговли и 2) скорее всего, цены остановятся и развернутся до того, как произойдет прорыв какого-либо из предшествующих ценовых максимумов. Он оказался прав. Я провел собственное исследование и пришел к выводу, что идеальная ситуация возникает тогда, когда цены растут, а объем незначителен, что означает недостаточное предложение при приближении к уровню ценового пика. Если ценам удается преодолеть уровень пика, то следует ожидать существенного увеличения объема торговли. На то есть, главным образом, две причины. Во-первых, на уровне старого ценового пика или выше него начинается активное закрытие коротких позиций, а также вступают в действие приказы стоп-досс на покупку. Во-вторых, трейдеры, следующие за тенденцией, как правило, открывают позиции на уровне ценового пика или выше него. Вот почему я считаю, что в случае истинного повышения цен объем торговли должен резко увеличиваться после прорыва ценового пика, а не до него. Все выше сказанное в полной мере относится к динамике цены и объема торговли в случае, ковда происходит понижение цен и необходимо оценить вероятность прорыва уровня предыдущей ценовой впадины.